
Дело 2-3176/2023
УИД: 60RS0001-01-2023-003602-74
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 июня 2023 года г.Псков
Псковский городской суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Тимаевой А.С.,
при секретаре Колосовой Е.В.,
с участием истца Н.А.Н.,
представителя ответчика Регионального оператора – Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Псковской области Лапшиной О.Н.,
представителя третье лица Правительства Псковской области Степановой И.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Н.А.Н. к Региональному оператору – Фонду капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Псковской области об обязании выполнить капитальный ремонт мест общего пользования многоквартирного жилого дома,
УСТАНОВИЛ:
Н.А.Н.. обратился в суд с иском к Региональному оператору - Фонду капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Псковской области, в котором просила обязать ответчика выполнить капитальный ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> 8.
В обоснование иска указано, что истец является собственником квартиры № в многоквартирном доме № № <адрес>, в которой и проживает. Дом № № <адрес> <адрес> включен в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Псковской области, утвержденную Постановлением Администрации Псковской области от 07.02.2014 № 30, на 2014-2043 годы в соответствии со ст. 168 Жилищного Кодекса РФ. Комплексный капитальный ремонт крыши, фасада предусмотрен на 2018-2020 годы, системы электроснабжения - на 2021 -2023 годы, фундамента - на 2027-2029 годы. Собственники помещений в многоквартирном доме № <адрес> <адрес> формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, а обязанность организации и финансирования капитального ремонта возложена на Регионального оператора. Однако, в установленный законом срок, региональный оператор не направил собственникам помещений в многоквартирном доме предложение о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта крыши, фасада, системы электроснабженияи другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта общего имущества. Запланированный капитальный ремонт в соответствии с Региональной программой не произведен.
В связи с чем, истец просит обязать Регионального оператора - Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Псковской области выполнить капитальный ремонт мест общего пользования многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, а именно: ремонт крыши, фасадов, системы электроснабжения.
Истец Н.А.Н.. в судебном заседании требования поддержал в полном объеме и просил выполнить капитальный ремонт мест общего пользования многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, а именно: ремонт крыши, фасадов, системы электроснабжения в срок до 31 декабря 2024 года.
Представитель ответчика регионального оператора - Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Псковской области Лапшина О.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований. При этом пояснила, что капитальный ремонт крыши, фасада, электроснабжения дома № №, расположенного по адресу<адрес> краткосрочным планом реализации Региональной программы капитального ремонта на 2021 - 2023 годы, утвержденным Приказом Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области от 16.03.2020 № 19-ОД, не предусмотрен ввиду ограничений, установленных действующим законодательством (часть 1 статьи 180, часть 2 статьи 185 ЖК РФ, часть 6 статьи 12, пункт 1 статьи 13 Закона области №1336-03). Мероприятия по капитальному ремонту крыши, фасада вышеуказанного дома включены на 2026 год в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта на 2024 - 2026 годы, утвержденный Приказом Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области от 12.01.2023 № 2-ОД. Кроме того указала, что законодательно установлена возможность привлечения на возвратной основе средств собственников других домов только в границах Псковского района. Согласно Сводных краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта на 2016-2026 года стоимость капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Псковского района - 261,24 млн. руб. Собираемость взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в рамках Псковского района составляет: начислено 253 685 704,89 руб., оплачено 202 873 395,52 руб.
Таким образом, у регионального оператора отсутствует возможность привлечь на возвратной основе денежные средства собственников помещений многоквартирных домов Псковского района в целях организации финансирования капитального ремонта дома истца.
Недостаточность средств фондов капитального ремонта для организации капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в пределах Псковского района согласно плановых периодов Региональной программы капитального ремонта: на 2015-2017 гг. составляет: минус 166,25 млн руб., на 2018-2020 гг. – минус 553,67 млн руб., на 2021-2023 - минус 601,92 млн руб. Региональный оператор - Фонда капитального ремонта общего имущества Псковской области не вправе профинансировать капитальный ремонт общего имущества дома истца в 2023 году за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса.
Мероприятия по капитальному ремонту крыши, фасада дома истца включены на 2026 год в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта на 2024 - 2026 годы, утвержденный Приказом Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области от 12.01.2023 № 2-ОД. Собираемость по дому №№ <адрес> начислено 562 720,50руб., оплачено 249 592,77руб.
Возвратность заимствований средств на капитальный ремонт общего имущества при текущей собираемости по указанному дому составляет 229 лет, что выходит за пределы срока действия региональной программы капитального ремонта (2043г.). У Администрации Псковского района имеется правовая возможность профинансировать капитальный ремонт общего имущества дома истца путем предоставления средств местного бюджета.
Кроме того, истцом не учтена длительность процедуры организации капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, установленная частью 7 статьи 168 ЖК РФ, 189 ЖК РФ и постановлением Правительства РФ №615 от 01.07.2016 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах». Таким образом, выполнить работы по капитальному ремонту общего имущества дома до 31.12.2023 года невозможно, необходимо включить мероприятия в краткосрочный план реализации региональной программы, разработать проектно-сметную документацию на капитальный ремонт, а далее на основании разработанной проектно-сметной документации провести аукцион на капитальный ремонт общего имущества дома. Реальный срок для выполнения мероприятий по капитальному ремонту крыши, фасада, электроснабжения дома истца - 2 года.
Представителя третье лица Правительства Псковской области Степановой И.П. в судебном заседании полагала, что проведение капитального ремонта возможно в рамках срока, установленного краткосрочной региональной программой. В настоящее время капитальный ремонт крыши и фасада многоквартирного дома № № в <адрес> включен в краткосрочный план реализации Программы на 2024 - 2026 годы, который утвержден приказом Комитета от 12.01.2023 № 2-ОД.
Приказ Комитета от 12.01.2023 № 2-ОД «Об утверждении краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта на 2024 - 2026 годы» официально опубликован в соответствии с требованиями статьи 3 Закона Псковской области от 06.07.2022 № 2269-03 «О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Псковской области» путем размещения его на «Официальном интернет-портале правовой информации» (pravo. gov.ru) 16.01.2023, номер опубликования 6001202301160002; в сетевом издании «Нормативные правовые акты Псковской области» (pravo.pskov.ru) 13.01.2023, номер опубликования: 501133201301202301; в газете «Псковская правда» № 2 20.01.2023. Указанный приказ Комитета никем не оспорен и является действующим. Полагают, что указанный приказ Комитета является обязательным, в том числе для Регионального оператора. Исходя из определенной Программой последовательности работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома № №, капитальный ремонт системы электроснабжения не должен проводиться до проведения капитального ремонта крыши и фасада дома № №.
Представитель третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, Администрации Псковского района Псковской области уведомлен о дате, месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, позицию по иску не представил.
Представитель третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, Комитета по региональному контролю и надзору Псковской области уведомлен о дате, месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился. От представителя Чепеловой А.С. поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Комитета.
Представитель третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области уведомлен о дате, месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Представитель Кириленко Н.Г. просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя Комитета, представил позицию по делу, из которой следует, что Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области не согласен с исковым заявлением по следующим основаниям. Все многоквартирные дома Псковской области подлежат включению в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Псковской области, на 2014-2043 годы, утвержденную постановлением Администрации Псковской области от 07.02.2014 № 30. Региональной программой предусмотрены плановые периоды проведения работ. Объем средств, которые Региональный оператор ежегодно вправе израсходовать на финансирование Региональной программы капитального ремонта (объем средств, предоставляемый за счет средств фондов капитального ремонта, сформированных собственниками помещений в многоквартирных домах, общее имущество в которых подлежит капитальному ремонту в будущем периоде), определяется в размере, не превышающем 90 процентов от объема взносов на капитальный ремонт, поступивших Региональному оператору за предшествующий год, и (или) 90 процентов от прогнозируемого объема поступлений взносов на капитальный ремонт в текущем году с учетом остатка средств, не использованных Региональным оператором в предыдущем периоде (пункт 1 статьи 13 Закона Псковской области № 1336-03). Свыше указанного объема средств, Региональный оператор не вправе израсходовать на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов. Считают, что требования истца подлежат удовлетворению в сроки, определенные приказом Комитета по строительству и жилищно - коммунальному хозяйству Псковской области от 12.01.2023 № 2-ОД «Об утверждении краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта на 2024 - 2026 годы».
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено при данной явке.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений отнесено определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (п. 8.3 ст. 13 ЖК РФ).
Правоотношения в области проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются статьями 166 - 191 раздела IX «Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» Жилищного кодекса РФ.
Согласно пунктам 2, 3, 5 части 1 статьи 167 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми устанавливается порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам.
Из положений приведенной нормы закона следует, что федеральный законодатель определил основные требования к порядку организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и наделил субъекты Российской Федерации полномочиями по самостоятельному решению указанных вопросов, в том числе связанных с подготовкой и утверждением региональных программ капитального ремонта, созданием и функционированием региональных операторов, определением минимального размера взноса на капитальный ремонт (в том числе его дифференциацию в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, типа и этажности такого дома, иных факторов) и других.
В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока.
Требования, предъявляемые к региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, установлены в статье 168 Жилищного кодекса РФ, которой определено, что региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором (часть 1).
Частью 2 ст. 168 ЖК РФ предусмотрено, что региональная программа формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя:
1) перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает семьдесят процентов, и (или) многоквартирные дома, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. При этом не позднее чем через шесть месяцев со дня утверждения региональной программы капитального ремонта или принятия решения об исключении многоквартирных домов из такой программы нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации должны быть определены порядок, сроки проведения и источники финансирования реконструкции или сноса этих домов либо иных мероприятий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и обеспечивающих жилищные права собственников жилых помещений и нанимателей жилых помещений по договорам социального найма в этих домах. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться также дома, в которых имеется менее чем пять квартир. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта не включаются многоквартирные дома, в отношении которых на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, приняты решения о сносе или реконструкции. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта не включаются многоквартирные дома, расположенные на территориях населенных пунктов, признанных закрывающимися на основании решений органов государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации (далее - закрывающиеся населенные пункты). Исключение таких многоквартирных домов из региональной программы капитального ремонта осуществляется на дату ее актуализации в связи с принятием решения о закрытии населенного пункта;
2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах;
3) плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ с учетом необходимости оказания услуг и (или) выполнения работ, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 166 настоящего Кодекса, одновременно в отношении двух и более внутридомовых инженерных систем в многоквартирном доме, определяемой нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, при этом указанный срок может определяться указанием на календарный год или не превышающий трех календарных лет период, в течение которых должен быть проведен такой ремонт;
4) иные сведения, подлежащие включению в региональную программу капитального ремонта в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока. Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом (ч. 7 ст. 168 Жилищного кодекса РФ).
Согласно ч. 7.1 ст. 168 Жилищного кодекса РФ краткосрочные планы реализации региональной программы формируются исходя из принципов:
1) использования на цели капитального ремонта остатков средств на счете, счетах регионального оператора, не использованных в предшествующем году, и прогнозируемого объема поступлений взносов на капитальный ремонт в текущем году с учетом требований, установленных статьей 185 настоящего Кодекса;
2) необходимости корректировки объема работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах исходя из фактического уровня собираемости средств на капитальный ремонт на счете, счетах регионального оператора;
3) актуализации в связи с проведением в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 189 настоящего Кодекса, капитального ремонта многоквартирного дома в объеме, необходимом для ликвидации последствий аварии, иной чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера.
Положениями п. 3, 4 ч. 1 ст. 180 Жилищного кодекса РФ закреплено, что функциями регионального оператора, в том числе являются: осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета.
Объем средств, которые региональный оператор ежегодно вправе израсходовать на финансирование региональной программы капитального ремонта (объем средств, предоставляемых за счет средств фондов капитального ремонта, сформированных собственниками помещений в многоквартирных домах, общее имущество в которых подлежит капитальному ремонту в будущем периоде), определяется нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в зависимости от объема взносов на капитальный ремонт, поступивших региональному оператору за предшествующий год, и (или) прогнозируемого объема поступлений взносов на капитальный ремонт в текущем году. При этом размер указанной доли устанавливается законом субъекта Российской Федерации с учетом остатка средств, не использованных региональным оператором в предыдущем периоде (ч. 2 ст. 185 ЖК РФ).
Порядок подготовки и утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Псковской области, порядок деятельности специализированной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества, требования к региональной программе капитального ремонта общего, а также иные положения, необходимые для обеспечения осуществления капитального ремонта общего имущества в соответствии с федеральным и областным законодательством утверждены Законом Псковской области от 11.12.2013 № 1336-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Псковской области» (далее Закон Псковской области от 11.12.2013 № 1336-ОЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 13 Закона Псковской области от 11.12.2013 №1336-ОЗ, объем средств, которые региональный оператор ежегодно вправе израсходовать на финансирование региональной программы капитального ремонта (объем средств, предоставляемый за счет средств фондов капитального ремонта, сформированных собственниками помещений в многоквартирных домах, общее имущество в которых подлежит капитальному ремонту в будущем периоде), определяется актом Правительства Псковской области в размере, не превышающем 90 процентов от объема взносов на капитальный ремонт, поступивших региональному оператору за предшествующий год, и (или) 90 процентов от прогнозируемого объема поступлений взносов на капитальный ремонт в текущем году с учетом остатка средств, не использованных региональным оператором в предыдущем периоде. Указанный акт Правительства Псковской области принимается не позднее 01 февраля года расходования средств региональным оператором.
В статье 18 Закона Псковской области от 11.12.2013 № 1336-ОЗ определены требования к содержанию региональной программы капитального ремонта, подлежащей актуализации не реже чем один раз в год, и определено, что в целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта общего имущества утверждаются краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, предусмотренном статьей 23 настоящего Закона.
Частями 1 и 2 ст. 23 Закона Псковской области от 11.12.2013 N 1336-ОЗ закреплено, что орган исполнительной власти области, осуществляющий реализацию основных направлений государственной политики Псковской области в сфере жилищно-коммунального хозяйства, утверждает краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта до 15 сентября года, предшествующего установленному региональной программой капитального ремонта плановому периоду проведения капитального ремонта общего имущества.
Краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта утверждается сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока.
Краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта формируются органом исполнительной власти области, осуществляющим реализацию основных направлений государственной политики Псковской области в сфере жилищно-коммунального хозяйства, совместно с региональным оператором, органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области исходя из принципов:
1) использования на цели капитального ремонта общего имущества остатков средств на счете, счетах регионального оператора, не использованных в предшествующем году, и прогнозируемого объема поступлений взносов на капитальный ремонт в текущем году с учетом требований, установленных статьей 185 Жилищного кодекса Российской Федерации;
2) необходимости корректировки объема работ по капитальному ремонту общего имущества, исходя из фактического уровня собираемости средств на капитальный ремонт на счете, счетах регионального оператора.
3) актуализации в связи с проведением в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации, капитального ремонта многоквартирного дома в объеме, необходимом для ликвидации последствий аварии, иной чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера.
Предложения о включении многоквартирных домов в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта представляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области региональному оператору по форме и в сроки, установленные органом исполнительной власти области, осуществляющим реализацию основных направлений государственной политики Псковской области в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ч. 4 ст. 23 Закона).
Постановлением Администрации Псковской области № 30 от 07.02.2014 «О региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Псковской области на 2014-2043 годы» утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества.
Постановлением Администрации Псковской области №330 от 14.10.2016 внесены изменения в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Псковской области, на 2014 - 2043 годы.
Комитетом по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области вынесен Приказ от 12.01.2023 № 2-ОД «Об утверждении краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта на 2024 - 2026 годы» официально опубликован в соответствии с требованиями статьи 3 Закона Псковской области от 06.07.2022 № 2269-03 «О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Псковской области» путем размещения его на «Официальном интернет-портале правовой информации» (pravo. gov.ru) 16.01.2023, номер опубликования 6001202301160002; в сетевом издании «Нормативные правовые акты Псковской области» (pravo.pskov.ru) 13.01.2023, номер опубликования: 501133201301202301; в газете «Псковская правда» № 2 20.01.2023.
Из материалов дела следует, что Н.А.Н.. является собственником квартиры № №, расположенной в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>.
Собственники помещений в указанном многоквартирном доме формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, следовательно, обязанность организации и финансирования капитального ремонта возложена на Регионального оператора.
Многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>., постановлением Администрации Псковской области №30 от 07.02.2014 включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Псковской области на 2014-2043 годы. Согласно региональной программе капитальный ремонт крыши, фасада предусмотрен на 2018-2020 годы, системы электроснабжения - на 2021 -2023 годы, фундамента - на 2027-2029 годы.
Региональный оператор – Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Псковской области в сроки, установленные в региональной программе, капитальный ремонт в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес> не произвел, что лицами, участвующими в деле, не оспаривалось.
Прокуратурой Псковского района по обращению председателя <адрес> Н.А.Н.. проведена проверка в части неисполнения требований законодательства при формировании и реализации программы капитального ремонта многоквартирного дома №№, расположенного по адресу: <адрес>. В ходе проверки установлено, что капитальный ремонт крыши и фасада вышеуказанного многоквартирного дома, плановый период которого определен 2018-2020 г.г., предусмотренный Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Псковской области на 2014-2043 годы, не проведен. С учетом поступившего предложения от органа местного самоуправления о включении многоквартирного дома №№, расположенного по адресу: <адрес>, в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта, в настоящее время утвержден краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта на 2024-2026 г.г., согласно которому запланирован капитальный ремонт крыши и фасада на 2026 год. Вместе с тем, проверка показала, что Региональным оператором - Фондом капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Псковской области нарушены требования статьи 189 Жилищного кодекса РФ в части не направления собственникам данного многоквартирного дома соответствующих предложений, связанных с проведением капитального ремонта, что послужило основанием для внесения прокуратурой района 14.02.2023 представления в адрес руководителя Регионального оператора - Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Псковской области. Также, при проведении настоящей проверки вскрыты нарушения требований жилищного законодательства в деятельности органа местного самоуправления в части не проведения мониторинга технического состояния указанного многоквартирного дома и как следствие направление в августе 2022 года предложения о включении вышеуказанного многоквартирного дома в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта без учета необходимости включения в него иных элементов общего имущества. В связи с чем в адрес Главы Псковского района 14.02.2023 внесено представление об устранении выявленных нарушений.
Так, мероприятия по капитальному ремонту крыши, фасада вышеуказанного дома включены на 2026 год в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта на 2024 - 2026 годы, утвержденный Приказом Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области от 12.01.2023 № 2-ОД.
В соответствии с ч. 1 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
По смыслу вышеприведенной нормы недостаточность средств фонда капитального ремонта не освобождает регионального оператора от обязанности обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и именно на региональном операторе лежит обязанность обеспечить финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме за счет любых не запрещенных законом средств.
В этой связи тот факт, что ответчик направлял председателю Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области информацию о недостаточности средств фонда капитального ремонта для организации капитального ремонта многоквартирных жилых домов, но не получил средств государственной поддержки из областного бюджета, основанием для освобождения Регионального оператора от вышеуказанной обязанности не является.
Установленный Законом Псковской области от 11.12.2013 № 1336-03 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Псковской области» порядок организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах также не является основанием для освобождения ответчика от исполнения возложенных на него ч. 1 ст. 182 ЖК РФ обязанностей по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Поскольку Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Псковской области, на 2014-2043 годы, утвержденной Постановлением Администрации Псковской области от 07.02.2014 №30, был предусмотрен комплексный капитальный ремонт крыши, фасада на 2018-2020 годы, системы электроснабжения - на 2021 -2023 годы, фундамента - на 2027-2029 годы многоквартирного дома по адресу: <адрес>, который в указанные сроки не проведен, исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
При этом тот факт, что собственники помещений в многоквартирном жилом доме № № <адрес> не приняли решение о проведении капитального ремонта в доме, не может быть положен в основу отказа в иске, так как по смыслу частей 3-5 ст. 189 ЖК РФ принятию этого решения должно предшествовать представление региональным оператором предложений о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном дома и другие предложения, связанные с проведением капитального ремонта, которые и подлежат рассмотрению на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
Учитывая, что Региональным оператором обязанность по представлению указанных предложений в установленный срок (не менее чем за шесть месяцев до наступления года, в течение которого должен быть проведен капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с региональной программой капитального ремонта) не исполнена, его доводы о непринятии собственниками помещений в многоквартирном доме решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме не могут быть приняты во внимание.
В соответствии с положениями части 2 статьи 206 ГПК РФ, возлагая на ответчика указанную обязанность, суд, исходя из степени затруднительности исполнения судебного акта и действующего нормативно-правового регулирования порядка проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, устанавливает ответчику срок до 31 декабря 2026 года, полагая этот срок разумным и достаточным для проведения необходимых процедур.
При наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, ответчик не лишен возможности обратиться в суд, рассмотревший дело, с заявлением в порядке, предусмотренном ст. ст. 203, 434 ГПК РФ.
На основании ст.ст. 94,98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 194, 197-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Н.А.Н. к Региональному оператору – Фонду капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Псковской области об обязании выполнить капитальный ремонт мест общего пользования многоквартирного жилого дома, удовлетворить частично.
Обязать Регионального оператора - Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Псковской области (ИНН 6027999260) выполнить комплексный капитальный ремонт крыши, фасада, системы электроснабжения жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> до 31 декабря 2026 года.
Взыскать с Регионального оператора - Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Псковской области (ИНН 6027999260) в пользу Н.А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца г.<адрес>, паспорт № выдан <адрес> ДД.ММ.ГГГГ судебные расходы в сумме 300 (триста) рублей.
В остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд Псковской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.С. Тимаева
Решение в окончательной форме изготовлено 7 июля 2023 года.